"Индийский Люцифер Шива, имеющий все атрибуты Люцифера, включая фаллос, наиболее почитаемый в Индии. Он в то же время изобретатель и патрон йоги и сам практикует йогу в часы, свободные от сексуальных развлечений".
Позов А. (Позидис А.) Основы древнецерковной антропологии.
Шива выполняет в Тримурти функции разрушителя мира в конце каждого космического цикла, но шайвами почитается как верховное божество, объединяющее в себе все основные космические функции и превосходящий других богов. Культ Шивы содержит в себе восходящие к доарийской древности элементы – власть над животными, в частности над змеями (образ Повелителя животных Пашупати, чей образ пересекается с изображениями рогатого бога на печатях хараппской культуры), поклонение лингаму, практика йоги. Его прообразом в ведийской религии был Рудра, бог грозы и грома, гневный и капризный, насылавший на людей болезни и другие несчастья. Рудру молили о милости, о непричинении зла и одним из его эпитетов был Шива (Благосклонный; Добрый), который употреблялся для задабривания гневного бога. Арии понимали Рудру как воплощение дикой природы, разрушительной стихийной силы. Постепенное возвышение этого божества начинается в период брахманизма, в Упанишадах он предстает в качестве верховного божества: «Ибо Рудра, который владеет этими мирами с помощью сил владычества, един – мудрецы не держатся второго. Он стоит перед людьми; сотворив все миры, он, пастырь, свертывает их в конце времени … Тот, кто повелитель и творец богов, всеобщий владыка, Рудра, великий мудрец, породивший вначале золотой зародыш…». Но процесс выдвижения Рудры на первый план индуизма шел долго и трудно, что отражено в многочисленных мифологических историях где он беспрестанно конфликтует с другими богами, в частности с Праджапати и Брахмой.
Образ Шивы формируется в первую очередь в Махабхарате, где проявляется такая его функция, как борьба с асурами. Самыми характерными его чертами являются многоликость и противоречивость – он бог-создатель, и он же бог-разрушитель; то он милостив, то может появиться в образе Бхайравы; часто изображается в образе бесстрастного йогина, как Йогараджа (Царь йоги), и он же воплощает в себе половую энергию; помимо всего он также и Ардханари-швара. Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что фигура Шивы представляет собой синтез разнообразного мифологического материала, произошедшего из различных источников. Объединение этих черт обожествляет в шиваизме многоликость бытия и проявление в этом единства, которая воплощается в образе Натараджи (Танцора), чей танец и творит мир (функция Брахмы), и поддерживает его жизнедеятельность (функция Вишну), и приносит ему погибель (функция Шивы). Обычно Шива изображается трехглазым, сидящим на тигровой шкуре длинноволосым йогином, одетым в шкуру. Он или пребывает в медитации на горе Кайласа в Гималаях, или находится в местах кремации покойников (смашанах), окруженный толпой демонов (претов). Также развит в шиваизме культ слоноголового сына Шивы – Ганеши, к которому, как устраняющему препятствия, в начале всякого дела обращаются шайвы.
Как культовая система, шиваизм складывается во II–I вв. до Р. Х., к этому времени относятся первые сведения о древних шиваитских сектах пашупатов (подражавших животным) и капаликов (носивших с собой череп и практиковавших человеческие жертвоприношения). Тяготение к необычным и страшным формам богопочитания, тайным доктринам и изощренной психотехнике отличает шиваизм от вишнуизма. Характерной деталью культа является использование белого пепла (вибхути), который шайвы наносят на тело в виде трех горизонтальных полос, а аскеты и паломники покрывают себя целиком, уподобляясь Шиве, находящемуся на смашанах. Примерно с середины I тыс. шиваизм получает мощный импульс в виде бхакти – в Тамилнаде с V по XII вв. шиваитские поэты (наянары) создали комплекс религиозной поэзии на тамильском языке, трактуемых, как шиваитские Веды. Раджи юга Индии охотно поддерживали расцвет шиваитского бхакти и дали толчок к строительству многочисленных храмов и созданию скульптурных изображений.
Для последователей шиваизма целью является разорвать оковы сансары и достичь единства с Шивой. Для этой цели они практикуют различные виды йоги, начиная с исполнения предписаний и обрядов и заканчивая поклонением Шиве и гуру. Главная мантра всех ответвлений шиваизма – Ом намах Шивайя. Шиваизм состоит из шести главных направлений: шайва-сиддханта, сиддха-сиддханта, шива-адвайта, пашупата-шайва, вира-шайва и трика (кашмирский шиваизм). Каждые из них имеют свои особенности, культовые формы, обряды и праздники. Наиболее авторитетными писаниями шайвы считают Веды, 6 шиваитских Пуран и шиваитские Агамы.
В.В. Мурзайкин. Индуизм и его трансформация в неоиндуизм.